Реформирование систем проведения экзаменов: опыт стран-партнеров READ

Представители России, Армении, Таджикистана и Эфиопии поделились опытом реформирования систем проведения экзаменов в рамках конференции программы READ.

Открывал сессию Виктор Болотов, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, с презентацией, посвящённой созданию и внедрению Единого государственного экзамена в Российской Федерации. Он рассказал о предпосылках и истории создания ЕГЭ, проблемах, возникавших в ходе эксперимента по его внедрению, а также достигнутых результатах и перспективах развития экзамена. Главной целью ЕГЭ, по словам Виктора Болотова, является повышение доступности качественного образования для абитуриентов, независимо от места проживания и социально-экономического статуса их семей. Для её достижения потребовалось обучить экспертов во всех регионах страны, научиться создавать экзаменационные задания и кардинально улучшить процедуру проведения тестирования. В результате, значительно выросло число абитуриентов из сельской местности и отдаленных регионов, особенно явно это проявилось на примере столичных университетов. В качестве перспективы развития ЕГЭ были обозначены переход на компьютерную форму проведения экзамена и включение заданий на проверку компетентностей и «мягких навыков».

Опыт реформ проведения экзаменов в Эфиопии, осуществленных при поддержке Трастового фонда READ, представил Арайя Гебре-Эгзиабер, директор национального Агентства по оценке образования. В своем докладе он изложил основные этапы развития экзаменационной системы в стране, рассказал об особенностях их проведения и имеющихся в этой сфере проблемах. Наиболее насущными являются очень ограниченные возможности использования современных технологий в ходе проверок и экзаменов, высокая стоимость их проведения и сложность администрирования, а также большое количество нарушений и злоупотреблений, препятствующих объективной оценке учащихся. Для улучшения ситуации Трастовый фонд READ предоставил помощь в разработке новых тестовых заданий, развитии экспертного потенциала и формировании новой образовательной политики. В результате реформ улучшилось качество и эффективность как самих экзаменов, так и образования в целом. В заключение презентации Арайя Гебре-Эгзиабер поблагодарил программу READ за предоставленную Эфиопии помощь в развитии образования в стране.

Развитие экзаменационных систем Таджикистана и Армении оказалось во многом схожим. Хуршед Икроми, директор Национального центра тестирования Таджикистана, и Арсен Багдасарян, заместитель директора Центра оценки и тестирования при Правительстве Армении, отметили, что доставшаяся в наследство их странам советская система экзаменов оказалась неэффективной, коррумпированной и плохо контролируемой в условиях рыночной экономики и требовала срочных мер по реформированию. Созданные при поддержке правительств этих стран и программы READ центры тестирования и оценки образования, обеспечили разработку новых инструментов тестирования и переход к системе единого национального экзамена. В результате в Таджикистане удалось практически полностью искоренить коррупцию в сфере поступления в ВУЗы и вернуть доверие общества к экзаменационной системе, а в Армении – отказаться от централизованного тестирования, при которой все выпускники школ страны сдавали экзамены в столице, улучшив при этом качество оценивания и проведения экзаменов. Хуршед Икроми и Арсен Багдасарян высоко оценили вклад программы READ в улучшение образовательных систем своих стран и выразили желание продолжать сотрудничество в будущем.

Предыдущая запись
Презентация книги “Public examinations examined” на конференции READ
Следующая запись
Представители стран-участников READ рассказали о результатах сотрудничества с программой READ
Меню
X