В России с периодичностью в несколько месяцев в публичном поле обсуждают необходимость отмены ЕГЭ. Последняя подобная инициатива исходила от группы депутатов ЛДПР, которые разработали соответствующий законопроект. Вице-спикер Госдумы Петр Толстой назвал экзамен «специальной полицейской операцией против детей» и утверждает, что против него выступают как педагоги, так и родители.
Феномен непопулярности ЕГЭ комментирует один из авторов идеи экзамена, бывший глава Рособрнадзора, профессор Высшей школы экономики, академик Российской академии образования Виктор Александрович Болотов.
— Виктор Александрович, ежегодно поднимается вопрос об отмене ЕГЭ. Сопровождают такие разговоры результатами опросов, в которых респонденты выступают против экзамена. На ваш взгляд, народ правда против ЕГЭ?
— Вы же знаете, что социологи часто шутят: нужный ответ или информацию можно гарантированно получить, сделав «правильную» выборку и «правильную» анкету. Поэтому, когда мне говорят, что опрос показал, я интересуюсь: кого вы спрашивали, какая была выборка, какая анкета? Очень часто выборки странные, анкеты тоже.
Да, сначала было тотальное неприятие, но молодежь все больше поддерживает единый экзамен и продолжает его поддерживать. Вопросы возникают у старшего поколения. Знаете, в советское время был популярен такой мем (тогда, правда, этого слова ещё не знали): «Я Бродского не читал, но присоединяюсь к гневным осуждениям». Люди осуждают ЕГЭ, не зная о нем ничего.
— Что именно они осуждают?
— Опять говорят про «угадайки», но в ЕГЭ нет «угадаек». Люди, которые критикуют ЕГЭ, ни разу не видели задания с экзамена. Хотя на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) все выложено. Любой человек может зайти на сайт и увидеть там демонстрационные варианты экзамена.
— Почему, на ваш взгляд, негативный взгляд на ЕГЭ так распространен?
— Отсутствие позитивного пиара. Это как в старой шутке. В газету написали: почтальон вовремя разносит почту — ничего интересного. А вот если бы написали, что почтальона укусила собака, тогда бы мы с удовольствием опубликовали.
В Петербурге и Москве много школьников из регионов, которые поступили по ЕГЭ. Вот ради интереса, спросите у них, надо ли отменять единый экзамен.
Напомню, что ЕГЭ создавался для того, чтобы решить проблему доступности качественного высшего образования для ребят из глубинки. В те годы, когда дали поручение создать единый госэкзамен, это было совместное решение, которое поддержали многие. Настала пора менять ситуацию со вступительными экзаменами в университеты, где, честно говоря, слишком часто прием был для своих.
Да, ругаются на репетиторов, но пусть вспомнят советских репетиторов. Какие суммы они брали в случае, если использовали свои знания по вопросам на вступительных экзаменах? Вот вы сами сдавали ЕГЭ?
— Я как раз была в числе первых потоков.
— Ну и что, ужасно?
— Если честно, я уже ничего не помню.
— Значит, травмы не было. Вступительные экзамены — это всегда стресс, неважно, в форме ЕГЭ или нет. Когда начинался эксперимент с ЕГЭ, мы в одном из университетов с медиками измеряли пульс и давление выпускникам до экзамена и после. Причем экзамен проводился у одних в форме ЕГЭ, у других — как обычно. И в том и в другом случае давление прыгало, пульс учащался. Цифры были сопоставимые.
Еще разговоры о том, что детей якобы пугают камеры. Сейчас в каждом магазине камеры, в аэропортах, на улице. И никого это не пугает. Люди уже не обращают внимания на эти камеры. Так что все это спекуляции.
Во время ковида в первый год хотели отменить ЕГЭ и опрашивали учителей и учеников. Я тогда запомнил письмо одной девочки, не буду говорить, из какого региона:
«Я собиралась поступать в петербургские и московские вузы. Отменяя ЕГЭ, вы оставляете меня в моем зачуханном городишке. У нас нет денег, и я не могу рисковать и ехать поступать в Москву и Питер». Это реальная история из жизни. Поэтому отмена ЕГЭ — это чаще всего очередной приступ попиарить себя, борца за правильное.
— На ваш взгляд, что нужно изменить? Может быть, необходим позитивный пиар на государственном уровне?
— Нужны интервью с поступившими. На уровне министерств и ведомств активнее работать в медийном пространстве. Серьёзно работать со СМИ. Молодежь берет информацию из Интернета, смотрит YouTube, взрослые, пожилые больше черпают информацию из бумажных источников. Надо все это учитывать.
— Получается, что оценка ЕГЭ показывает разрыв между младшими и старшими поколениями, при этом последние до сих пор говорят о преимуществах советской школы.
— В молодости были и девушки красивее, и пиво вкуснее, и раки больше были. Это же старый сюжет. Если говорить всерьез, то разговоры про то, что советская школа была лучшей в мире — это очень сильное преувеличение. Советская школа была одной из лучших в мире для детей, которые были мотивированы и хотели серьезно учиться в университетах. И таких было не очень много. А когда советская школа стала массовой и старшая школа была обязана учить всех детей, там все посыпалось. Если поговорить со взрослыми, которые учились в те годы, и спросить, сколько их одноклассников знали физику и химию на хорошем уровне, а математику? В классе было четверть-треть таких учеников. Формулировка тогда еще появилась: «три ставим и два в уме». Но мир меняется, а от старшего поколения мы до сих пор можем слышать призывы, чтобы запретить Интернет.
Отсутствие позитивного пиара — вот главный недостаток. Во многих странах есть аналог единого госэкзамена: и в Штатах, в Великобритании, Китае. Там тоже критикуют экзамен, но нет вокруг этого ажиотажа и никакие парламентарии не выступают с пеной у рта: «Долой единый экзамен».
— В одном из прошлых интервью вы говорили, что можно оставить ЕГЭ только для тех, кто поступает в вуз. Остальные пусть сдают экзамен в школе.
— Сейчас всего два обязательных экзамена: по математике и русскому языку. Все остальные для тех, кто поступает в вузы. В математике, я считаю, сделали правильный шаг. Разбили экзамен на два уровня: базовый и профильный.
Также нужно сделать и с русским языком. Но мы пока не можем сломать филологов. На мой взгляд, на экзамене по русскому языку много вопросов избыточных. Посмотрите на задания из базовой математики — это же задания из жизни.
— По какому пути сейчас идет развитие ЕГЭ?
— Задача, которая была поставлена давно и которой занимаются, но пока еще не решили, — это дистанционное проведение экзамена. Когда человек может сдавать экзамен у себя дома. Там главная проблема, как избежать мошенничества. Помните, когда ковид разыгрался и в школы пришло дистанционное образование, был популярен ролик — мама сидела под столом и диктовала сыну ответы.
Чтобы этого избежать, есть технология прокторинга. Она, в частности, разрабатывается в ИТМО. Успехи есть, но проблема до конца не решена во всем мире. Когда будет нормальная технология, дешевая и надежная, тогда это будет серьезное продвижение вперед.
— То есть в какой-то момент мы можем отказаться от пунктов проведения экзамена? Сейчас в это трудно поверить.
— Искусственный интеллект 20 лет назад тоже был фантастикой. Сейчас также обсуждается возможность пересдачи экзамена, я считаю, что идея правильная. Её обсуждали с самого начала эксперимента с ЕГЭ. Упиралось все в деньги. Кто будет оплачивать эту процедуру: государство или тот, кто пересдает.
На самом деле это большие деньги, так как надо разрабатывать еще один комплект экзаменационных материалов, включать те же пункты проведения единого экзамена с охраной, учителями, безопасностью и так далее. Эта проблема, кстати, до конца не решена и сегодня. Пока идут переговоры.
Первоисточник: www.fontanka.ru/2024/03/20/73354907/