Навыки, необходимые для жизни в 21 веке. Введение

Поговорим немного о базовом основании любой системы оценки качества образовательных достижений – образовательных результатах, которые подлежат оценке (знания, навыки, способности, компетенции и т.п.). Начнем с хорошо всем известных (по крайней мере, на слух) навыках 21 века. Впервые о них заговорило широкое мировое сообщество в 2015 году, когда впервые в истории Всемирного экономического форума ключевой темой его повестки стало образование. Именно там был представлен и обсуждался доклад «Новое видение образования». Сердце доклада – рамка навыков, которые нужны человеку для жизни и работы в 21 веке.

Это рамка включает 3 типа навыков: 1) Фундаментальная (предметная) грамотность, 2) Компетенции (более сложные и гибкие (мягкие) навыки), 3) Качества личности.

С точки зрения инструментария оценки по отношению к этим навыкам следует отметить такие подходы. Для оценки Фундаментальных навыков можно использовать инструментарий стандартизированного тестирования. Для оценки Компетенций тесты используются гораздо реже и они по конструкции несколько другие, более сложно устроенные. Здесь чаще используются формы нестандартизированной оценки (включая наблюдение и экспертную оценку). А вот для Качеств личности правильнее прибегать не к оценке, а к формированию среды и ситуаций, в которых эти качества формируются и проявляются.

Краткая характеристика навыков 21 века

  1. Языковая грамотность

(Literacy)

Способность читать, понимать и использовать письменный язык

  1. Математическая грамотность

(Numeracy)

Способность использовать числовую и иную символику для понимания и выражения количественных взаимосвязей

  1. Естественно-научная грамотность

(Scientific literacy)

Способность использовать научные знания и принципы для понимания окружающей среды и проверки гипотез

  1. ИКТ грамотность

(ICT literacy)

Способность использовать и создавать контент на основе информационных технологий, включая нахождение и распространение информации, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование

  1. Финансовая грамотность

(Financial literacy)

Способность понимать и применять концептуальные и численные аспекты из области финансов на практике

  1. Культурная и гражданская грамотность

(Cultural and civicliteracy)

Способность понимать, ценить, анализировать и применять гуманитарные знания

  1. Критическое мышление/решение проблем

(Critical thinking/problem solving)

Способность определять, анализировать и оценивать ситуации, идеи и информацию для формулирования ответов и разработки решений.

  1. Креативность

(Creativity)

Способность придумывать и разрабатывать новые, инновационные пути решения проблем и ответов на вопросы посредством применения, синтеза или перепрофилирования знаний

  1. Коммуникация

(Communication)

Способность слушать, понимать, передавать и контекстуализировать информацию посредством вербальных, невербальных, визуальных и письменных способов

  1. Сотрудничество

(Collaboration)

Способность работать в команде для достижения общих целей, включая способность предотвращать конфликты и управлять ими.

  1. Любознательность

(Curiosity)

Способность и желание задавать вопросы и демонстрировать открытость и пытливость

  1. Инициативность

(Initiative)

Способность и желание активно браться за новые задачи и цели

  1. Настойчивость/выдержка

(Persistence/grit)

Способность сохранять устойчивый интерес и усилия для решения задачи или достижения цели

  1. Адаптивность

(Adaptability)

Способность менять планы, методы, мнения и цели при получении новой информации

  1. Лидерство

(Leadership)

Способность эффективно направлять, наставлять и вдохновлять других для достижения общих целей.

  1. Социальная и культурная осведомлённость

(Social and cultural awareness)

Способность взаимодействовать с другими людьми, используя социально, культурно и этически подходящие способы

 

По материалам Телеграм канала Евразийской Ассоциации Оценки Качества Образования (ЕАОКО).

Предыдущая запись
«Это чаще всего очередной приступ пиара». Создатель ЕГЭ — о народной нелюбви к экзамену
Следующая запись
Участие экспертов Центра в Региональном форуме по устойчивому развитию для региона ЕЭК ООН
Меню
X