Использование материалов мониторинговых исследований для улучшения качества образования на примере инструмента SAM

Центр международного сотрудничества по развитию образования CICED представил серию докладов на тему  использования материалов мониторинговых исследований для развития образования, в рамках проходившей в Москве конференции Программы READ. Петр Нежнов, руководитель команды разработчиков теста SAM (Students’ Achievement Monitoring) представил историю создания, назначение, особенности и перспективы развития данного инструмента исследования.

По его словам, проведенное в России в начале 2000-х годов исследование PISA, привело к постановке новых целей в образовательной политике, однако, полученные данные не отражали слабых мест в подготовке учителей и учеников и не могли быть использованы для принятия решений по реформированию образования. Трехуровневая методология SAM, основанная на теории Л. Выготского, в свою очередь имеет четкие критерии оценки учебно-предметных компетенций учеников, что позволяет планировать образовательные интервенции и давать рекомендации по улучшению образовательного процесса.

Тест SAM, в отличие от PISA, позволяет учителю увидеть свой предмет изнутри с точки зрения понятийного содержания, является средством обратной связи с учениками и может быть использован для подготовки к аттестации. Говоря о перспективах, докладчик отметил, что комплекс инструментов на основе методологии SAM для начальной школы прошел широкомасштабную длительную апробацию и успешно развивается. На данный момент в планах разработчиков создание ретроспективного модуля для учеников и учителей, позволяющего повысить уровень предметной компетентности учащихся 1 уровня, переходящих в среднюю школу.

Тему расширения спектра инструментов SAM поддержал в своем выступлении Владимир Львовский, автор тренинговой программы «Использование SAM в практике работы учителя». Он отметил, что методология SAM может быть успешно применена также и для оценивания учеников средней школы, студентов, а также учителей, для которых и создавалась вышеназванная программа. В её основе лежит конструирование тестовых заданий в соответствии со структурой и критериями SAM. Работая над составлением, доработкой и апробацией заданий учителя получают возможность повышать уровень собственной предметной компетентности и системного понимания преподаваемого предмета. Наряду с этим преподаватели учатся включать в свои уроки задания 2 и 3 уровня и использовать их как диагностический инструмент для оценки степени освоения предмета учащимися. В заключение В. Львовский отметил, что задачей тренинга также является мотивирование учителей работать «с пониманием, а не навыками», то есть формировать предметную компетентность в противовес подготовке к решению типовых задач.

Алексей Воронцов, автор модуля «Диагностика педагогических практик»  также поставил себе задачу определить, какие из применяющихся в школе педагогических практик способствуют формированию целостного понимания предмета. Итогом данной работы стало выделение ключевых педагогических действий и составление матрицы, включающей в себя действия учителя, ребенка и обоснование их необходимости для успешного обучения. Далее были выделены уровни использования преподавателем ключевых педагогических действий в соответствии с таксономией SAM и сформирован тест из блоков ситуативных педагогических задач методического характера. Таким образом, при проведении диагностики учителей параллельно с тестом SAM появляется возможность соотнести результаты учащихся и их преподавателей. Кроме того, исследование позволяет определить, какие педагогические действия учителя используют активно, а какие – минимально, что дает возможность выстраивать индивидуальные траектории повышения квалификации преподавателей.

Все участники сессии в своих выступлениях отметили существенный вклад компонентов READ в развитие инструментов семейства SAM и выразили желание продолжать сотрудничество с Программой.

Предыдущая запись
Обзор магистерских и PhD программ, созданных при поддержке READ
Следующая запись
Билл Бойл: изменение образования посредством формативного преподавания, обучения и оценивания
Меню
X