Исследователи Международной лаборатории анализа образовательной политики (МЛАОП) НИУ ВШЭ провели анализ данных результатов ЕГЭ в различных регионах РФ (данные размещались в открытых источниках, на региональных сайтах образовательных ведомств и центров оценки качества образования, а также на сайтах Министерства образования и науки РФ, Росстата, Федерального казначейства).
Анализ показал, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа, Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край. По математике лидирует республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Низкие результаты показал Дальний Восток (данные по 2015 г.).
За последние пять лет рост баллов по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку – 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего.
Исследователи постарались выделить факторы, влияющие на различие результатов ЕГЭ в разных регионах. Для этого ими были проанализированы связи результатов по ЕГЭ с рядом региональных характеристик: роль ресурсного обеспечения школ и ресурсов семей. Данные брались за 2009-2014 гг.
Доцент департамента прикладной экономики Лазарева Ольга Владимировна отметила, что – “регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов), а по русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009 – 2014 гг. не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей”.
Также она отмечает, что уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать.
Также анализ МЛАОН показал, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).
Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.
В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.
Подготовлено по материалам сайт Института образования НИУ ВШЭ.
Дорогие друзья! Центр международного сотрудничества по развитию образования от всей души поздравляет вас с наступающим…
Агапов А.М., эксперт Программы ПКБО Квазиадаптивная версия тестов SAM. На протяжении нескольких лет мы занимаемся…
Агапов Антон Михайлович, эксперт Программы ПКБО Применение SAM для измерения компьютерной грамотности Настоящая работа посвящена…
14.12.2023 г. состоялась встреча руководителя Центра международного сотрудничества по развитию образования (ЦМСРО) Неверова А.А. с…
12 декабря 2023 года в Национальном институте образования состоялось совещание «Об участии Национального института образования…
06.12.2023 года в г. Бишкек, Киргизской Республики прошла встреча руководителя Центра международного сотрудничества по развитию…