Актуальность разработки.
Цифровые технологии в последнее время стали тем стержнем, вокруг которого разворачиваются основные события в сфере образования. Согласно многочисленным публикациям, в ХХI веке все более существенными для жизни, обучения и работы становятся цифровые компетенции. Задача измерения информационно-коммуникационной компетентности актуальна во всем мире, особенно в «пост-ковидном» образовании, так, пандемия короновируса вынудила большинство учебных заведений мира задуматься о дистанционном обучении при помощи технологий или перейти на него. Однако, успешность и сама возможность такого обучения зависит не только от доступа к компьютеру или смартфону, но и от умения преподавателей и обучающихся, например, правильно искать, создавать и предавать информацию в цифровых средах, анализировать и оценивать информацию, доносить информацию до целевой аудитории и т.п.
Информационно-коммуникационная компетентность (ИК-компетентность) сложный для измерения конструкт, поскольку включает в себя не только способность использовать цифровые технологии для работы с информацией, но и информационную безопасность, этику, управлять большими объемами информации и т.д. ИК-компетентность невозможно измерить традиционными тестами по компьютерной грамотности, состоящими из традиционных тестовых вопросов (например, выбора одного или нескольких правильных ответов, сопоставления, выбора последовательности и т.п.), которые измеряют прежде всего технические навыки работы с компьютером, но не позволяют валидно и надежно измерить когнитивные действия по работе с информацией и данными.
Особенности инструмента.
Для решения данной задачи в 2022 году Центр международного сотрудничества по развитию образования начал разработку российского инструментария, нацеленного на оценку информационно-коммуникационной грамотности. Отличительной особенностью разработки является использование в рамках тестирования заданий с фокусом на продукт и процесс работы (задания типа performance-based), которые могут представлять собой задания сценарного типа и симуляции, реализующиеся в компьютерной форме.
Задания сценарного типа имеют более сложную организацию, чем задания традиционных форматов. Например, в заданиях с множественным выбором правила начисления баллов относительно просты: выбор правильной ответной опции рассматривается как правильный ответ. В заданиях сценарного типа необходимо анализировать комплексные продукты деятельности тестируемых, которые могут включать изображение, текст, схемы и т.д. Кроме того, в заданиях сценарного типа элементы заданий могут относиться одновременно к разным составляющим ИК-компетентности и иметь дополнительную взаимосвязь между собой, обусловленную контекстом заданий. В работах, посвященных исследованию вклада контекста в функционирование инструментов сценарного типа, отмечается, что требуются дополнительные исследования, посвященные взаимосвязи элементов сценариев с различными характеристиками (трудность, дискриминативность), а также разработке способа наиболее удобного моделирования взаимосвязи элементов.
Также для разработки инструмента был использован альтернативный подход к моделированию комплексных компетенций, основанный на построении байесовских сетей. Байесовские сети позволяют моделировать сложную структуру компетенций и тестовых заданий, а также делать вероятностный вывод об уровне компетенции.
Описание инструмента и процедуры тестирования.
В настоящий момент инструмент для оценки ИК-компетенции включает в себя 12 заданий сценарного типа, разработанных на базе доступных всем онлайн инструментов. Тестирование с помощью инструмента предполагает наличие обычного доступа к интернету с любого устройства (телефон, планшет, компьютер), и не требует загрузки и установки дополнительного программного обеспечения, что значительно упрощает использование инструмента в школах, где с техникой могут наблюдаться проблемы. Время, необходимое для прохождения всех заданий, не превышает одного стандартного урока (40-45 минут). Для проведения тестирования была разработано подробное руководство.
В инструмент внедрена функция сбора обратной связи, для постоянного усовершенствования разработки по итогам прохождения школьниками тестирования. Также инструмент допускает сбор контекстных данных об испытуемых, что является обязательным условием в случае постановки задачи проведения более глубокого исследования качества образования.
Инструмент прошел пилотирование в Российской Федерации и странах СНГ на выборке в более чем 1000 школьников и показал высокие результаты по критериям «валидность» и «надежность». В дальнейшем разработка инструмента будет продолжена в направлении расширения его применения (версии для младших школьников, учителей), будут разрабатываться дополнительные задания, будет организована широкомасштабная апробация и межстрановое исследование качества образования, которое также включит локализацию инструментария на национальные языки стран СНГ.
Дорогие друзья! Центр международного сотрудничества по развитию образования от всей души поздравляет вас с наступающим…
Агапов А.М., эксперт Программы ПКБО Квазиадаптивная версия тестов SAM. На протяжении нескольких лет мы занимаемся…
Агапов Антон Михайлович, эксперт Программы ПКБО Применение SAM для измерения компьютерной грамотности Настоящая работа посвящена…
14.12.2023 г. состоялась встреча руководителя Центра международного сотрудничества по развитию образования (ЦМСРО) Неверова А.А. с…
12 декабря 2023 года в Национальном институте образования состоялось совещание «Об участии Национального института образования…
06.12.2023 года в г. Бишкек, Киргизской Республики прошла встреча руководителя Центра международного сотрудничества по развитию…