Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Организации Экономического Сотрудничества и Развития Programme for International Student Assessment (PISA) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?». Исследование проводится каждые три года, начиная с 2000 г. В исследовании 2015 года основное внимание уделялось естественнонаучной грамотности и выявлению тенденций развития естественнонаучного образования в мире за последние годы.
В международном исследовании PISA Россия принимает участие с самого первого цикла и с тех пор ни разу не отказывалась от участия (РФ приняла участие в циклах 2003 г, 2006 г., 2009 г., 2012 и 2015 гг.). Это дает полную и стабильную картину динамики изменений в уровне компетенций 15 летних учащихся. Данное исследование проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Выборка в PISA-2015 включила 6036 российских учащихся 15-летнего возраста из 210 образовательных организаций 42 регионов России.
В 2000 г. из всех 43 стран, принявших участие в мониторинге, РФ оказалась на 41м месте, набрав 462 балла. В 2003 г., когда фокус исследования был на математической грамотности, в общем рейтинге из 41й страны РФ оказалась на 35м месте. В 2006 г. Россия заняла 36 место из 58 стран, принявших участие. Средний балл РФ немного улучшился и составил 479 баллов. В 2009 году результаты РФ в PISA ухудшились.
Участие Российской Федерации в PISA-2012 было гораздо успешнее, чем в предыдущих циклах. Улучшились не только показатели в общем рейтинге, но также существенно увеличилось количество учеников, находящихся на уровне, отражающем навык применять полученные знания на практике, а также на уровне «элитном» – 5м и 6м. По этому показателю РФ опережает среднюю величину по всем странам.
В 2015 году по сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста:
– по математической грамотности на 12 баллов (с 482 до 494 баллов);
– по читательской грамотности на 20 баллов (с 475 до 495 баллов).
Результаты российских учащихся по естественнонаучной грамотности практически не изменились.
«Улучшение результатов российских учащихся по направлению читательской грамотности связано с введением ФГОС, в котором читательская и информационная грамотность занимают важное место», – прокомментировал полученный результат руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Подготовлено по материалам Центра оценки качества Российской академии образования
Дорогие друзья! Центр международного сотрудничества по развитию образования от всей души поздравляет вас с наступающим…
Агапов А.М., эксперт Программы ПКБО Квазиадаптивная версия тестов SAM. На протяжении нескольких лет мы занимаемся…
Агапов Антон Михайлович, эксперт Программы ПКБО Применение SAM для измерения компьютерной грамотности Настоящая работа посвящена…
14.12.2023 г. состоялась встреча руководителя Центра международного сотрудничества по развитию образования (ЦМСРО) Неверова А.А. с…
12 декабря 2023 года в Национальном институте образования состоялось совещание «Об участии Национального института образования…
06.12.2023 года в г. Бишкек, Киргизской Республики прошла встреча руководителя Центра международного сотрудничества по развитию…