В ноябре Центр социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ провел исследование существующих практик профессионального развития педагогов школ с низкими образовательными результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в области использования современных технологий обучения и воспитания учащихся с рисками школьной неуспешности. На межрегиональной научно-практической конференции его результаты представили аналитик Центра Надежда Бысик и стажер Центра Роман Звягинцев.
Исследование проводилось в виде анкетирования учителей общеобразовательных школ (683 педагога), интервьюирования директоров (30 интервью) и фокус-групп учителей (16 фокус-групп).
Основные, выявленные авторами исследования, дефициты педагогов в области профессионального развития – слабое знание, владение и применение педагогических технологий работы с учащимися с риском образовательной неуспешности и преобладание традиционных практик работы. Хотя нельзя не отметить, что благодаря системной работе по внедрению нового ФГОС и инклюзии большинство опрошенных сказали, что владеют знаниями и умениями работы с детьми с ОВЗ.
При ответе на открытый вопрос об известных им технологиях участники исследования чаще всего называли смысловое чтение, ТРИЗ, развитие критического мышления, а также педагогику сотрудничества и дифференцированное обучение.
«В ходе исследования мы выявили многочисленные запросы учителей школ на повышение профессиональной квалификации в области работы с группами слабо успевающих учащихся с низкой учебной мотивацией и девиантным поведением. Эти вопросы традиционной системой повышения квалификации практически не решаются.», отметила Надежда Викторовна Бысик, аналитик Центра социально-экономического развития школы.
Исследователи определили основные препятствия на пути к расширению арсенала используемых педагогических практик работы с детьми с риском образовательной неуспешности. Помимо внешних причин (большая учебная нагрузка, многочисленная отчетность, слабый интернет), это и причины, связанные с нежеланием педагогов изменять устоявшиеся рутинные модели преподавания и взаимодействия с неуспешными детьми.
Организаторы конференции не только рассказали об исследовании, но и познакомили педагогов, руководителей школ, специалистов системы повышения квалификации, научных работников и представителей вузов с самыми современными технологиями, позволяющими учителю эффективно работать с разными категориями учащихся.
Были представлены медиация, наставничество, тьюторство, формирующее оценивание, обучение русскому языку как неродному, развитие критического мышления, кураторская методика, коучинг, коллективное планирование и анализ уроков, проектирование в информационных средах и многое другое.
Видеозаписи выступлений будут в ближайшее время размещены на YouTube-канале «Эффективная школа».
Новости
- Поздравляем с Новым 2024 годом! 25.12.2023
- Квазиадаптивная версия тестов SAM 21.12.2023
- Применение SAM для измерения компьютерной грамотности 19.12.2023
- «Рабочая встреча представителей Центра международного сотрудничества по развитию образования с представителями Национального Центра оценки качества образования (НЦОКО) при Президенте Республики Таджикистан» 15.12.2023
- «Рабочая встреча представителей Центра международного сотрудничества по развитию образования с представителями Национального института образования Министерства образования и науки Республики Беларусь» 12.12.2023
- «Рабочая встреча представителей Центра международного сотрудничества по развитию образования с заместителем Министра образования и науки Киргизской Республики и представителями Национального Центра оценки качества образования и информационных технологий при Министерстве образования и науки Киргизской Республики (НЦОКОИТ)» 07.12.2023
- «Рабочая встреча представителей Центра международного сотрудничества по развитию образования с представителями Центра оценки и тестирования (ЦОТ РА) при Министерстве образования, науки, культуры и спорта Республики Армения» 05.12.2023
- «Международное сотрудничество ЦМСРО в 2023 году» 27.11.2023
- Новые данные ЮНЕСКО об образовании для девочек 23.10.2023
- Рособрнадзор: в школах началось национальное исследование качества образования 12.10.2023