Российские эксперты высказались о возможности использования искусственного интеллекта в учебе.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
– Все, что связано с генеративными чатами, говорит о том, что студенты, ученые и обычные граждане ими охотно пользуются и далее будут продолжать в том же духе, оградить их от этих сервисов невозможно. Стало быть, если нельзя запретить, нужно возглавить. А для этого надо понять главное: если вы даете задание, например, на обзор литературных произведений или научных источников, то лучше генеративного чата это никто не сделает просто по той причине, что у нейросетей больше возможности для поиска и обработки огромных массивов данных.
Поэтому задача любого педагога – давать задания творческого характера, где было бы мало просто привести набор сведений, нужно их интерпретировать, высказать свое мнение и обосновать его. То есть вполне нормально в современных реалиях разрешить учащимся пользоваться такими чатами при подготовке курсовых и дипломных работ, написании рефератов. И кое-где, я знаю, это уже сделано (например, в Московском городском педагогическом университете). Но это также означает изменение подходов к оцениванию и защите таких работ. Теперь все внимание нужно уделить тому, понимает ли человек то, что написано у него в работе, насколько глубоко он владеет этой информацией. А выяснить это можно только в диалоге, дискуссии, как это было еще во времена Платона.
Я сам, когда преподавал в университете, при приеме экзаменов разрешал студентам пользоваться любыми учебниками и конспектами. Но при ответе обязательно спрашивал, если в теореме изменить то или иное условие, то как это повлияет на результат. Ведь, если человек не понимает смысла того, что написано у него в экзаменационном листке, он никогда не сможет ответить на подобные вопросы.
Софья СТЕБЛОВСКАЯ, доцент факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук:
– Все образование у нас сейчас строится таким образом, что должны быть какие-то готовые варианты ответов, готовые алгоритмы, какие-то суррогаты, черновики, из которых ты генерируешь текст. Но в жизни так не бывает, тебе приходится генерировать все самому. Поэтому мне кажется, что предложение Слуцкого, конечно, в духе времени, когда растят грамотного потребителя, а не творца. Потребитель выбирает из заданной массы вариантов. Здесь предлагают то же самое.
Поэтому я, конечно, против этого решения. Это что, получается, и образование теперь для машин? Все как в матрице.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Пытаться остановить технический прогресс бесполезно. Студенты и школьники все равно будут использовать нейросети, как в свое время поиск в Интернете, банки рефератов, курсовых и готовых домашних заданий. Что важно понимать: общение с нейросетями – это отдельная наука, так называемый промт-инжиниринг. Чтобы получить результат с помощью нейросети, необходимо задать целую серию специально сконструированных запросов, которые могут быть интерпретированы и поняты искусственным интеллектом. Промт – это запрос, задача, которую должна выполнить нейросеть. На каждом этапе в алгоритм приходится вносить уточнения, просить что-либо добавить или убрать. В случае с текстом это могут быть стиль, контекст, данные и даже роль, которую должен отыграть ИИ.
На текущем уровне развития технологий нейросеть может выступать одним из инструментов подготовки курсовых и дипломных работ, но далеко не единственным и даже не определяющим. Замысел, план, подбор данных, замечания, наблюдения, выводы – этого нейросеть сделать пока не может. На мой взгляд, нужно не столько обсуждать то, как запретить и отслеживать использование ИИ, сколько проектировать новые форматы обучения, в том числе основанные на использовании нейросетей. Ведь, взаимодействуя с нейросетью, человек осваивает работу с одной из важнейших мыслительных организованностей – задачей. Плюс искусственный интеллект все более уверенно занимает свое место в арсенале профессиональных инструментов в дизайне, маркетинге, бизнесе, программировании, видеомонтаже. Опыт его использования важен для будущего профессионала цифрового века.
Дорогие друзья! Центр международного сотрудничества по развитию образования от всей души поздравляет вас с наступающим…
Агапов А.М., эксперт Программы ПКБО Квазиадаптивная версия тестов SAM. На протяжении нескольких лет мы занимаемся…
Агапов Антон Михайлович, эксперт Программы ПКБО Применение SAM для измерения компьютерной грамотности Настоящая работа посвящена…
14.12.2023 г. состоялась встреча руководителя Центра международного сотрудничества по развитию образования (ЦМСРО) Неверова А.А. с…
12 декабря 2023 года в Национальном институте образования состоялось совещание «Об участии Национального института образования…
06.12.2023 года в г. Бишкек, Киргизской Республики прошла встреча руководителя Центра международного сотрудничества по развитию…